amzin (amzin) wrote,
amzin
amzin

Categories:

Интернет-журналистика: 3. Пирамида

Hint: удобнее всего ссылаться на эти тексты через теги

Второй по важности вещью в тексте после заголовка является структура сообщения. Для разных изданий она, конечно, может быть разной. Взять, например, таблоид (“бульварную” газету) вроде “Твой день”.

Там используются чрезвычайно притягательные заголовки, в которых иногда передергиваются, преувеличиваются факты. Например, 28 декабря 2007 года “Твой день” вышел с заголовком “Билана спасают врачи “скорой”. В заметке речь шла о том, как популярный певец серьезно заболел, отменил концерты и даже не мог подняться с постели. Только в предпоследнем абзаце выясняется, что речь идет просто о сильной простуде.

В некоторых британских и американских газетах часто можно увидеть, как главная мысль текста прячется в пятом-шестом абзаце. Это часто объясняется тем, что в первых абзацах журналист пересказывает всю предысторию читателю, который о ней не знает. То есть если, например, The Times рассказывает о привычках русских олигархов, можно быть уверенным - они перечислят и самих богачей, и источники их богатства и какие-то жареные факты - и все перед тем, как перейти к собственно описываемому событию.

От этой школы резко отличается новостная журналистика. Помните, как новостные сообщения у агентств вырастают из одной, самой главной строчки? Это серьезно влияет на структуру новостного текста. Схему, по которой он строится, часто называют пирамидой, потому что она действительно похожа на пирамиду.

Новостной текст в среднем состоит из 4-6 абзацев. Иногда, конечно, бывает меньше (сообщение о каком-нибудь незначащем событии без подробностей), иногда - больше (сложная новость с объяснениями).

Представим себе пирамиду, разделенную на столько кусочков, сколько у нас абзацев. Самое главное в такой пирамиде - вершина, то есть заголовок. Из него мы узнаем, что, например, в России новый президент, а в Ираке повесили друзей Саддама Хусейна. Логично, что первый абзац обязательно раскрывает более подробно заголовок.

Во втором абзаце размещается все то, что не уместилось в первом. Зачастую так и бывает - в новости можно выделить главное (оно идет в заголовок) и интересные подробности, которые идут в подзаголовок и во второй абзац.

Третий абзац подбирает то, что осталось после первых двух и/или начинает описывать расстановку сил. Четвертый еще больше места отводит на объяснения.

БЭК

Все это подводит нас к понятию бэка. Фон, на котором происходят события, называют бэкграундом или, сокращенно, “бэком”.

Так вот, третий-четвертый абзацы - это те части текста, где располагается бэк.

Зачем нужен бэк? В первую очередь, для того, чтобы связать нынешнюю новость с тем, что происходило раньше. Частично это уже делают микроштампы заголовка - “предвыборная гонка” настраивает нас на откровения политиков или заявления ЦИКа, “битцевский маньяк” на кровавые подробности расследования, а “башни-близнецы” на Аль-Каеду, страховые выплаты, теорию заговора и бог знает что еще.

Но этого, очевидно, недостаточно. Например, был такой телеведущий Владислав Листьев. Его убили свыше 10 лет назад, а новости, связанные с “делом Листьева” (микроштамп!) появляются довольно редко.

Поэтому, если вам выпало писать такую новость, в бэке надо обязательно указать, что Листьев был убит тогда-то и тогда-то, следствие шло так-то, в числе подозреваемых были такие-то и такие-то. Все это надо уместить в полтора-два абзаца. Тогда даже самый ленивый читатель поймет то, что вы написали в первых двух абзацах.

Бэк - это одна из тех вещей, которая делает работу новостника особенно интересной. Фактически, сухие строчки бэка позволяют управлять общественным мнением. Например, если Ксения Собчак выйдет замуж за какого-нибудь рэпера, от вашей характеристики будет зависеть то, как воспримут этот брак читатели вашего издания.

ФАКТЫ МИНУС ЭМОЦИИ

Тут надо сделать маленькое отступление. В бэке, да и во всем тексте новости новостному журналисту категорически запрещено явно выражать свое отношение к действующим лицам.

Это сделано специально - эмоциональные новости почти всегда читаются хуже, чем бесстрастные, потому что на новостной сайт идут не за вашими ценными эмоциями, а за информацией. Возьмите городскую или районную газету:

16 марта 2007 года, газета “Новый век” (г. Лыткарино Московской области)

Ах ты, удаль танцевальная!

2 марта лыткаринские артисты отправились на фестиваль “Ах ты, удаль Люберецкая!”. Наши талантливые артисты выступили просто блестяще. И привезли с люберецкого фестиваля подарки за призовые места. В частности, наград были удостоены эстрадный коллектив “Ирис”, хореографический коллектив “Стиль” и коллектив “Солти-Моушн”, занимающийся клубными танцами.

Лучше бы вместо “талантливых” и “блестящих” в заметке рассказали, какие именно призовые места заняли артисты (первое, второе, третье, десятое). И какие призы получили.

Но что делать, когда очень хочется провести свою линию? Давайте представим себе другую ситуацию. Какой-нибудь бывший военный преступник организовал фонд, и через этот фонд пожертвовал голодающим детям Африки кучу денег.

Естественно, что пресс-служба этого парня сделает все, чтобы показать, какой он хороший и добрый. Мы же знаем, что он военный преступник. В этом случае в бэке мы можем указать, сколько человек он погубил, и что это вообще-то его первая попытка поучаствовать в благотворительных программах. Для всего этого не требуется эмоций - надо лишь расположить факты в необходимом порядке.

Другой, менее фантастичный пример. Некая компания столкнулась с налоговыми претензиями. Выступает известный депутат, утверждает, что честных бизнесменов скоро не останется. Обязанностью журналиста является проверка, не является ли этот депутат акционером этой компании.

Чуть более сложный пример. Депутат, соучредитель компании, устраивает депутатскую проверку конкурентам.

Думаю, идея понятна. Бэк нужен для того, чтобы как можно точнее описать пространство, в котором происходят события.

МАЛЕНЬКИЙ ПРАКТИКУМ

Возьмем несколько текстов (все они без бэка) и укажем ошибки.

1. В России состоялись президентские выборы

Президентом России стал Василий Пупкин, говорится в пресс-релизе Центризбиркома, выпущенном четвертого марта 2008 года.

Пупкин был одним из восемнадцати зарегистрированных кандидатов. Ни один из них не набрал на выборах более пяти процентов голосов.

2. В России состоялись президентские выборы

В зале Центризбиркома было душно. Журналисты ждали объявления результатов президентских выборов.

Всего на пост президента в этот раз претендовали восемнадцать человек.

Как объявил председатель ЦИК, ни один, кроме Пупкина, не набрал более 5 процентов голосов. Пупкин же одержал победу с 55 процентами.

3. В России состоялись президентские выборы

Семнадцать из восемнадцати зарегистрировавшихся в качестве кандидатов на пост президента политиков не набрали даже пяти процентов голосов, говорится в пресс-релизе ЦИК.

Восемнадцатый, Василий Пупкин, набрал 55 процентов голосов. Он и станет президентом России.

Во всех трех неудачный заголовок. Главная новость не в том, что формально закончилась выборная процедура. Главная новость в том, что в России появился новый президент. И это Василий Пупкин. То есть, лучше всего было бы поставить

Президентом России стал Василий Пупкин.

В первом тексте не хватает данных о том, сколько набрал Пупкин - а ведь это чуть ли не самое важное.

Во втором автор зачем-то описывает духоту и переживания журналистов. Новость дня и года раскрывается только в третьем абзаце!

В третьем тексте более тонкая ошибка. Автор ошибочно счел, что непрохождение большинством кандидатов пятипроцентного барьера - гораздо более интересная новость, чем победа Пупкина. Для автора как для аналитика, это, возможно, и так. На самом деле, новость в том, кто стал президентом. Для простых граждан это важнее. А вот эта вторая новость про расклад сил вполне достойна второго абзаца.

Итак, подводим итоги.

В первом абзаце раскрываем заголовок. Во втором абзаце пишем подробности и раскрываем подзаголовок или вторую новость (в нашем случае - непрохождение пятипроцентного барьера). В третьем абзаце можно начать писать бэк. В четвертом - продолжить.

Задание:

1) Выполните задание из первой лекции и напишите правильно структурированную новость по сказке “Колобок” или любой другой.

2) Напишите двухабзацный бэк к новости про выборы президента.

Tags: интернет-журналистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment